Судебная Практика 44фз 2021 Год

Содержание

Опубликован обзор практики вс рф в сфере регулирования 44-фз

Судебная Практика 44фз 2021 Год

По итогам обобщения судебной практики арбитражных судов 16 мая 2021 г. Президиум Верховного Суда РФ утвердил Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Документ содержит правовые позиции по таким вопросам, как информационное обеспечение закупки и установление измеряемых требований к ее участникам; реализация принципов закупочной деятельности; заключение и изменение договора; контроль при закупках.

Наиболее важными являются следующие выводы:

— в документации о закупке должны содержаться достаточные сведения в том числе об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение;

— при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту проектная документация подлежит размещению в составе документации о закупке;

— при описании предмета закупки ссылки на государственные стандарты, санитарные нормы и правила, технические условия или их отдельные положения без раскрытия их содержания являются допустимыми;

— установление требований о выполнении контракта лично, без привлечения субподрядчиков, отвечающих потребностям и интересам заказчика, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки;

— избрание заказчиком способа закупки, который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения Закона о защите конкуренции;

— включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования является ограничением конкуренции;

— изменение договора, заключенного по правилам Закона о закупках, которое повлияет на его условия по сравнению с условиями документации о закупке, имевшими существенное значение для формирования заявок, определения победителя, определения цены договора, не допускается и др.

Кроме того, заказчикам необходимо учитывать, что правовые позиции Президиума Верховного Суда РФ, изложенные в обзорах законодательства и судебной практики, являются обязательными для судов, поскольку обеспечивают единообразие в толковании и применении норм права (ст. 7 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», ч. 4 ст. 391.12 ГПК РФ, ч. 5 ст. 308.11 АПК РФ).

Президиум ВС РФ утвердил обзор судебной практики применения 44-ФЗ

На сайте Верховного суда Российской Федерации http://www.vsrf.ru размещен обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Будь всегда в курсе! на новости: Подписаться

Нажимая «Заказать обратный звонок», Вы соглашаетесь

с Политикой конфиденциальности

Система дистанционного обучения

ЧОУ ДПО «Академия бизнеса и управления системами»
Адрес: 400066, г. Волгоград, ул. Ленина, дом 9, 4-й этаж

Актуальные новости

  • Об институте
  • Образовательные программы
  • Консалтинг
  • Новости
  • Сведения об образовательной организации
  • Отзывы
  • Сотрудничество
  • Контакты
  • Пресс-служба

Наш адрес: 410002, г. Саратов, ул. Некрасова, 24Д

Наши e-mail адреса: [email protected] [email protected]

© 2014-2021 «Ассоциация профессиональных консультантов» | Все права защищены. Разработка сайта

Опубликован обзор практики ВС РФ в сфере регулирования 44-ФЗ

Верховный Суд выпустил новый обзор судебной практики («Обзор судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ВС РФ от 28.06.2021). Обзор содержит разделы:

  • заключение госконтракта;
  • исполнение, изменение, расторжение госконтракта;
  • поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в отсутствие госконтракта;
  • обеспечение заявок при проведении конкурсов и аукционов, обеспечение исполнения госконтракта;
  • ответственность за нарушение госконтракта;
  • контроль в сфере закупок.

Отметим следующие интересные правовые выводы ВС РФ:

О правовых аспектах госзакупок можно прочитать в статье «Что представляет собой система государственных закупок?». О некоторых новеллах, внесённых законодателем в федеральный закон №44, рассказывается в статье «Последние изменения в редакцию ФЗ № 44 о госзакупках — 2021».

Обзор практики

В обзоре в частности приведены примеры из практики судов по вопросам

  • заключения контрактов;
  • применения мер ответственности по контракту (можно одновременно взыскивать пени и штрафы; можно неоднократно предъявлять штраф по контракту; специальных правил по договорам энергоснабжения);
  • обеспечения исполнения контракта (взыскание по банковской гарантии покрывает неустойку и убытки заказчика);
  • исполнения контрактов;
  • оплаты выполненных работ, оказанных услуг без заключения контракта или за пределами срока его действия.

Кофе-пауза: загадка Льва Толстого

Источник: https://xn--80aahbpndxjebedawh3a7n.xn--p1ai/opublikovan-obzor-praktiki-vs-rf-v-sfere-regulirovaniya-44-fz/

Практика ФАС и судов по 44-ФЗ: что нового? | Контур.Закупки

Судебная Практика 44фз 2021 Год

Закон 44-ФЗ — объемный и сложный документ, который постоянно меняется. Зачастую бывает непросто правильно трактовать его нормы. На помощь приходят решения ФАС и судов — они показывают, как будут действовать контролеры в той или иной ситуации. А это позволит избежать нарушений. В сегодняшнем материале — подборка некоторых решений за последние месяцы.

Запасная ЭЦП

Без электронной подписи в госзакупках никуда, поэтому не стоит ограничиваться единственной ЭЦП на всю организацию. Может произойти такая неприятность: в последний день подписания документа лицо, на которого оформлена ЭЦП, отсутствует на работе. Даже если причина очень уважительная, контролеров это волновать не будет. В итоге сроки пропущены, а виноват заказчик.

Это подтверждается постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.07.2021 № Ф02-2565/2021. Заказчик не смог вовремя подписать контракт, поскольку отсутствовал специалист с электронной подписью. Победитель аукциона подал жалобу, и ФАС признала ее обоснованной. Суд поддержал победителя и Антимонопольную службу.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2021 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Арбитры указали: обстоятельства, которые привели к неподписанию контракта, зависели от воли предприятия. Другими словами, никто не мешал заказчику иметь две ЭЦП — как раз на такой случай.

Штраф за ненадлежащее исполнение при замене товара

Если исполнитель контракта поставил товар, не соответствующий техническому заданию, заказчик выставляет штраф. А если затягивает исполнение контракта — начисляет пени. При этом санкции налагаются и в том случае, если исполнитель заменил товар на подходящий.

Судебная практика в этом вопросе на стороне заказчика. Пример тому — постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.07.2021 № Ф01-1822/2021. Исполнитель поставил костюмы, которые не соответствовали ТЗ. Заказчик выписал штраф и потребовал заменить товар. Исполнитель товар заменил, но штраф уплачивать не пожелал.

Судьи признали: наложение штрафа правомерно, поскольку ненадлежащее исполнение контракта имело место.

В лицензии должен быть нужный адрес деятельности

Если от исполнителя требуется лицензия, нужно внимательно отнестись к ее параметрам. При указании в закупке места выполнения услуг важно проследить за тем, чтобы в лицензии был нужный адрес деятельности. И если его не будет, заявку необходимо отклонить.

Вывод подтверждается в определении ВС РФ от 10.08.2021 № 301-КГ18-2640. В закупке медицинских услуг заказчик указал место их оказания. К участию был допущен исполнитель, в лицензии которого нужного адреса деятельности не значилось. В ФАС посчитали, что это нарушение.

Заказчик обратился в суд и поначалу выиграл. Судьи всех трех инстанций пришли к выводу, что отсутствие в лицензии нужного адреса деятельности не должно мешать участию исполнителя. Ведь можно либо переоформить документ, либо привлечь соисполнителя.

А вот Верховный суд с этим не согласился. В лицензии должны быть сведения о месте, где разрешено осуществлять указанную деятельность. Закон о лицензировании запрещает оказывать услуги по другим адресам. Заказчик должен был отклонить заявку с такой лицензией.

Оказанные вне контракта услуги не оплатят

Если исполнитель хочет получить плату за свои услуги, то оказывать их следует строго в рамках контракта. А когда его срок истек, делать этого не следует, поскольку могут не заплатить. Даже если есть документ о принятии результата.

Поставщик по госконтракту оказывал заказчику услуги по предоставлению и эксплуатации строительной техники с экипажем. Срок контракта вышел, но поставщик продолжил оказание услуг. Заказчик их принял и подписал документы, но не оплатил.

Исполнитель обратился в суд, но его претензия была оставлена без удовлетворения. В постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.06.2021 № Ф03-2428/2021 сказано, что плата за оказанные услуги для государственных нужд не может быть взыскана, если отсутствует госконтракт.

Нарушение нереального срока можно оспорить

Если ввязаться в исполнении госконтракта с нереальными сроками, скорее всего, они будут нарушены. И заказчик будет обязан начислить пени. Конечно, лучше избегать таких условий. Но если это уже произошло, можно оспорить положение контракта в части сроков доказать, что они нереальные.

Есть примеры, когда поставщикам это удавалось. В частности, арбитры поддержали исполнителя в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.07.2021 № Ф02-2720/2021.

Заказчик начислил пени за нарушение сроков исполнения строительно-монтажных работ, но подрядчик не спешил их уплатить. Закачку пришлось обратиться в суд.

И тогда исполнитель выставил встречное требование — отменить установленные в госконтракте сроки.

Была проведена судебная экспертиза, которая подтвердила, что исполнить указанные работы в установленный заказчиком срок невозможно. Требования исполнителя об отмене этого срока удовлетворено, а начисление пени заказчиком признано неправомерным.

Если сделку признают раздробленной, могут взыскать весь доход

Иногда заказчики стараются уйти от конкурентной процедуры путем дробления закупки. Суть в том, чтобы вместо проведения, например, аукциона, заключить несколько контрактов стоимостью до 100 000 рублей каждый.

Искусственное дробление считается нарушением, и участвовать в этом чревато не только для заказчика, но и для поставщика. ФАС такие сделки вычисляет и отменяет.

И при их отмене с исполнителя может быть взыскан весь доход.

Подтверждением тому является Определение Верховного Суда РФ от 05.07.2021 № 309-КГ18-8614. Антимонопольный орган доказал, что подрядчик и заказчик действовали согласовано и раздробили один заказ по перепланировке помещения на несколько отдельных сделок.

Требования уплаты по госконтракту можно уступить

С 1 июня 2021 года статья 448 Гражданского кодекса изложена в новой редакции. Теперь в ней сказано, что победитель торгов не вправе уступить свои права, которые возникли из заключенного договора, за исключением требований по денежному обязательству. Другими словами, право поставщика уступить требование оплаты по госконтракту теперь закреплено законодательно.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/praktika-fas-i-sudov-po-44-fz-chto-novogo/

Картельный сговор по 44-ФЗ: как опознать на торгах и что делать

Судебная Практика 44фз 2021 Год

Картельный сговор — это соглашение нескольких хозяйствующих субъектов с целью устранить конкуренцию, переделать рынок и поддержать высокие цены на товары, работы или услуги. В закупках по 44-ФЗ используется, чтобы незаконно привести к победе определенного участника. Карается штрафом до 1 000 000 рублей и тюремным сроком до 6 лет.

Картельное соглашение заключается между несколькими игроками одного и того же рынка, то есть организациями, которые производят одни и те же либо сходные товары, работы или услуги и, в норме, должны между собой конкурировать. Конкуренция имеет целью:

  • повышение качества поставляемых товаров, работ или услуг, поскольку каждая организация в условиях честной конкуренции стремится усовершенствовать продукт, сделать его более продаваемым;
  • снижение цены через модернизацию способов производства или уменьшение маржи поставщика.

При картельном соглашении компании договариваются о стабильных ценах, делят между собой рынки сбыта, в результате чего потребитель получает сомнительного качества товары, работы и услуги по завышенным ценам. Практика картельных соглашений не только стагнирует рынок, но и препятствует инновациям, улучшению способов производства и повышению качества товаров, работ или услуг.

Картельные соглашения незаконны и недопустимы.

Что такое картельный сговор при госзакупках

Система государственных закупок внедрена для обеспечения наиболее рационального расходования бюджетных средств. Для 44-ФЗ конкуренция является принципиально важным условием.

В ч. 1 ст. 10 135-ФЗ указано, что такое картельный сговор по 44 ФЗ — соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, которые продают товары на одном рынке, или между хозяйствующими субъектами, которые приобретают товары на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят к:

  1. Установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) или наценок.
  2. Повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
  3. Разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков).
  4. Сокращению или прекращению производства товаров.
  5. Отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

За время существования контрактной системы изобретена не одна форма картельного сговора, в их числе:

  • широко известный «таран», при котором договариваются два игрока: один в процессе торгов сильно снижает цену контракта, делая его невыгодным для других добросовестных поставщиков, из-за чего они снимаются с торгов. В конце торга заявку подает другой участник сговора, понизив цену незначительно, в итоге вторые части заявок этих двоих участников и рассматривает заказчик. В ходе рассмотрения оказывается, что заявка поставщика, который снижал сильно стоимость, не соответствует требованиям. В результате побеждает тот, который снизился незначительно. Договоренность между «тараном» и победителем заключается в том, что второй выплачивает первому «откат», либо на следующих торгах уже победитель станет «тараном» и обеспечит победу партнеру;
  • организации договариваются между собой не снижать сильно цену контракта, что невыгодно для заказчика;
  • в результате договоренности один из конкурентов не подает свою заявку либо подает ее с заведомыми ошибками, обеспечив победу другому участнику.

Картельный сговор между заказчиком и подрядчиком возможен в таких формах:

  • заказчик разрабатывает документацию, «заточенную» под определенного участника. Нередки случаи, когда еще до начала процедуры участники разрабатывают документацию по себя и передают ее заказчикам, а те только публикуют в нужном виде;
  • заказчик формулирует документацию и требования к участникам так, чтобы неподготовленный поставщик не мог самостоятельно правильно подать документы на участие, тем самым подготавливается почва для нужной компании;
  • в ходе тендера заказчик необоснованно или по надуманным основаниям отсеивает неугодных участников, лоббируя интересы конкретной компании.

Признаки картельного сговора

Распознают антиконкурентное соглашение на этапе публикации документации, до непосредственных торгов, по определенным косвенным признакам. Признаки картельного сговора в госзакупках:

  • витиеватая закупочная документация со множеством мелких требований к заявкам;
  • наличие требований, которые не являются строго необходимыми, учитывая предмет закупки, но исполнить которые способна только одна компания, — верный признак того, что ее победу пытается обеспечить заказчик;
  • неправдоподобно короткие сроки исполнения: если заказчик предоставляет слишком мало времени на исполнение контракта, это означает, что часть его уже выполнена определенной компанией и ее победа необходима заказчику;
  • слишком маленькая НМЦК — возможно, заказчик рассчитывает, что добросовестные участники просто не заинтересуются невыгодным предложением.

Уже в ходе проведения торгов определить картельный сговор можно, если имеются признаки картеля на торгах:

  • состав участников: если одни и те же компании кочуют вместе из одной закупки в другую, это часто свидетельствует об устоявшейся схеме сговора;
  • сильное снижение цены в начале торгов — признак «тарана»;
  • один или несколько игроков совершают странные, невыгодные для себя шаги, например, значительно снижают цену или, наоборот, не участвуют в торге.

Установить со стороны однозначно очевидные признаки картеля довольно сложно. ФАС при рассмотрении таких дел рассматривает не только фабулу конкретного тендера, но и предшествующее участие группы организаций в других торгах, IP-адреса, с которых идет работа каждой из организаций, и другие признаки. О наличии сговора подсказывает ощущение, что в ходе торгов:

  • игроки знают заведомо шаги друг друга;
  • игроки или заказчик «продвигают» к победе одну организацию;
  • необоснованно отсеиваются добросовестные игроки.

Штрафы за картельный сговор по закупкам

Организация и участие в антиконкурентном соглашении наказуемо как для заказчиков, так и для участников, и квалифицируется как:

  • административное правонарушение по ст. 14.32 КоАП РФ. Его совершение грозит штрафом для должностных лиц от 20 000 до 50 000 рублей или дисквалификацией до 3 лет, для юридических лиц — от 1/10 до ½ НМЦК, но не менее 100 000 рублей;
  • уголовное преступление по ст. 178 УК РФ, если действия виновника привели к крупному или особо крупному ущербу. Санкцией за картельный сговор будут принудительные работы до 5 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет или без такового, либо лишение свободы до 6 лет со штрафом до 1 000 000 рублей или без такового и с лишением права занимать определенные должности на срок от 1 года до 3 лет или без такового. Привлечение к уголовной ответственности осуществляется с учетом положений УК РФ о сроке давности. Если причинен ущерб в крупном размере, срок давности картельного сговора составит два года с момента преступления, если в особо крупном — шесть лет.

Что делать, если столкнулись с картельным сговором по 44-ФЗ

Первоначально дело о картельном сговоре рассматривает ФАС, позднее оно переходит на рассмотрение в арбитражный суд, если кто-то из его участников решит оспорить решение ФАС. Либо жалоба изначально подается в суд, если пропущен срок обжалования в ФАС. Судебная практика по картельным сговорам по 44 ФЗ разнообразна, в частности:

  • участники закупок оспаривают действия заказчиков, направленные на лоббирование интересов отдельной организации;
  • рассматривается поведение игроков до и во время торгов на предмет установления между ними связи. Предметом особого внимания стаи, например, «повторяющиеся участники» — компании, которые из года в год действуют единым фронтом и постоянно побеждают у одних и тех же заказчиков или в одних и тех же сферах рынка.

Например, Постановлением АС Восточно-Сибирского округа от 04.07.2021 по делу № А10-3052/2021 признали торги недействительными из-за того, что применялась схема «таран».

Участник аукциона обратился в суд, посчитав, что на торгах другие участники сговорились. Суд установил, что два участника создали видимость борьбы, снизив цену более чем на 90%.

Они составили заявки заведомо с нарушением, и заказчик их отклонил. Контракт заключили с третьим соучастником схемы по максимально возможной цене.

Добросовестные участники, сбитые с толку резким падением цены, не смогли участвовать в торгах. В итоге суд признал торги недействительными.

При определении вины лиц суды принимают во внимание как прямые, так и косвенные доказательства. Например, подтверждением вины будут:

  • использование одних и тех же IP-адресов несколькими игроками;
  • факты денежных транзакций между участниками;
  • обнаружение документов одного участника в офисе другого.

Картели ограничивают развитие рынка как экономически, так и в части внедрения инновационных способов производства. Компаниям нет смысла вкладываться в инновации, если они и без них держат уверенно высокую стоимость на рынке.

Образец жалобы на картель в ФАС

Источник: https://goscontract.info/tender/kartelnyy-sgovor-po-44-fz-kak-opoznat-na-torgakh-i-chto-delat

Судебная практика по Закону N 44-ФЗ: обзор за 18–22 ноября

Судебная Практика 44фз 2021 Год

Судебная практика по Закону N 44-ФЗ: обзор за 18–22 ноября Мы выбрали пять постановлений, размещенных в системе КонсультантПлюс на прошлой неделе. Может ли заказчик передать подрядчику функции по строительному контролю? Что учесть при определении срока расторжения контракта? Как правильно рассчитать стоимость допработ? Ответы на эти и другие вопросы в нашем обзоре.

При закупке услуг по обслуживанию оборудования нужно указать максимальное количество его единиц

Заказчик не указал в документации о закупке максимальное количество единиц оборудования, которые нужно обслуживать.

УФАС и суд признали это нарушением. В документации заказчик указал минимальное количество единиц оборудования, которые нужно обслуживать. Кроме того, он сделал оговорку, что их количество может корректироваться в меньшую или большую сторону без изменения цены контракта. Такое описание помешало потенциальным участникам принять решение об участии в закупке.

Документ: Постановление АС Московского округа от 11.11.2021 по делу N А40-276717/2021

Оплату услуг по строительному контролю на объекте могут признать нецелевым расходом

Заказчик заключил контракт на оказание услуг по строительному контролю. Исполнителем стала та же организация, что выполняла часть работ на этом объекте и была генподрядчиком.

Суд признал контракт ничтожным. Заказчик не имел права передавать подрядчику свои функции. Строительный контроль со стороны подрядчика отличается от контроля, осуществляемого заказчиком. Эти виды контроля не могут проводиться одним лицом. Оплата по такому контракту является нецелевым использованием бюджетных средств.

Документ: Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 01.11.2021 по делу N А78-16896/2021

Рекомендуем: Как провести строительный контроль

Чтобы расторгнуть контракт, заказчик должен подтвердить дату, когда он узнал о вручении решения поставщику

Заказчик расторг контракт из-за нарушений со стороны поставщика. Решение о расторжении он выслал заказным письмом без уведомления. Дату вручения письма — 19 сентября заказчик определил по трек-номеру отправления на сайте Почты России. По электронной почте решение было направлено также без подтверждения получения. Через 10 дней заказчик расторг контракт.

УФАС отказалось вносить сведения о поставщике в РНП, поскольку заказчик нарушил порядок расторжения контракта.

Заказчик попытался оспорить решение УФАС. В ходе судебного разбирательства было получено подтверждение от Почты России, что письмо вручено 19 сентября. Это же следовало из распечатки с ее сайта. Однако суд в иске отказал. Заказчик не смог подтвердить дату, когда он узнал о вручении письма. Именно с этой даты исчисляется 10-дневный срок расторжения контракта (а не с даты вручения письма).

Документ: Постановление АС Центрального округа от 06.11.2021 по делу N А14-24095/2021

Подрядчика могут привлечь к ответственности, если он неправильно рассчитает стоимость допработ

Заказчик проводил аукцион на текущий ремонт зданий. Победитель предложил цену на 22,57% меньше НМЦК. В ходе работ стороны заключили соглашение на выполнение допработ и увеличили цену контракта.

ФАС признало, что стороны неправильно рассчитали стоимость допработ. Ее нужно было определять исходя из цены единицы работ, уменьшенной на величину снижения по аукциону — 22,57%. В результате неправильного расчета подрядчику излишне выплачено более 300 тыс. руб.

Директора подрядчика привлекли к административной ответственности. Штраф составил более 600 тыс. руб.. Суд согласился с решением антимонопольной службы.

Документ: Постановление АС Московского округа от 14.11.2021 по делу N А40-304242/2021

Заказчик должен оплатить услуги по содержанию помещений в МКД, даже если не было контракта

Управляющая компания обратилась в суд с иском о взыскании с заказчика оплаты услуг по содержанию помещений. Он считал, что не должен платить, поскольку контракт не заключался.

Суд поддержал управляющую компанию. Помещения, где располагался заказчик, были частью многоквартирного дома. Они принадлежали ему на праве оперативного управления. Обязанность содержать общие помещения в этом доме возникла у заказчика в силу закона, поэтому он должен оплатить услуги управляющей компании даже при отсутствии контракта.

Ранее такую позицию высказывал Верховный суд.

Документ: Постановление АС Волго-Вятского округа от 01.10.2021 по делу N А17-750/2021

Предыдущий обзор практики читайте здесь.

Источник: consultant.ru

Источник: http://hostsite.asuscomm.com/2021/11/29/sudebnaya-praktika-pofz44/

Госзакупки по-новому

Судебная Практика 44фз 2021 Год

Продолжается кардинальное совершенствование системы госзакупок. Многочисленные поправки в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г.

№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) вступили в силу с 1 июля 2021 г.

Отдельные изменения начали действовать с 31 июля, а некоторые – войдут в действие с 1 октября 2021 г.

Остановим свой взгляд на ключевых моментах, касающихся заказчика.

Планирование закупок

Законодатель существенно упростил работу заказчика на этом этапе.

Во-первых, отменен план закупок. До настоящего времени при осуществлении планирования закупок заказчик составлял два документа. Основным из них являлся план закупок, второстепенным, но необходимым – план-график закупок. Оба документа очень похожи друг на друга.

Главное отличие состояло в том, что в плане закупок заказчик обосновывал цели осуществления закупок, а в плане-графике – начальную максимальную цену контракта (или цену контракта с единственным поставщиком), способ определения поставщика и дополнительные требования к участникам.

При корректировке плана-графика подлежал редактированию и план закупок. Информация во многом дублировалась. С 1 октября 2021 г.

вступит в силу поправка, согласно которой со следующего года планирование закупок будет осуществляться путем формирования, утверждения и ведения лишь одного документа – плана-графика.

Требования к форме документа дополнительно установит Правительство РФ. Планирование в 2021 г. продолжается по старым правилам.

Во-вторых, отменено правило, по которому при изменении плана-графика новое извещение можно было опубликовать только через десять дней после изменений. Заказчики на свой страх и риск в исключительных случаях заключали контракты, не выдерживая данную паузу. Теперь контракт можно заключить и на следующий день после изменения плана-графика.

С 31 июля 2021 г. также отменена как отжившая норма о необходимости публиковать извещения о закупке у единственного поставщика.

Закупка с установлением цены единицу товара

До 1 июля 2021 г. возможность осуществлять закупку с установлением цены за единицу товара была ограничена перечнем случаев, установленных п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.

В частности, к ним относились: выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту техники, оказание медицинских, образовательных, юридических услуг и пр. Сложность возникала при объяснении контролерам, почему выбран именно данный вид закупки.

Теперь все ограничения в этом вопросе сняты. Осуществлять закупки с неизвестным объемом можно в отношении любых товаров и услуг.

При такой закупке в извещении, документации и контракте заказчик указывает три вида цен:

  • начальную цену единицы товара;
  • начальную сумму цен указанных единиц;
  • максимальное значение цены контракта.

Сначала рассчитывается и обосновывается начальная цена каждой единицы товара. При этом используются методы, описанные в ст. 22 Закона о контрактной системе. Затем все полученные цены подлежат сложению. Так находится начальная сумма цен единиц. Она используется для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки. Нельзя подать предложение, превышающее указанный показатель.

В зависимости от выделенных на закупку средств определяется максимальное значение цены контракта, выход за рамки которого при исполнении контракта недопустим. Максимальное значение цены контракта применяется для расчета размера обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта.

Следует учитывать, что в отношении закупки лекарственных средств нормы о закупке за единицу товара начнут действовать с 1 октября 2021 г.

Малые закупки

Законодатель расширил возможности быстрого приобретения необходимых товаров и услуг на относительно небольшие суммы, увеличив ценовой предел, исходя из которого закупка идентифицируется как малая.

Изменение давно назрело, так как прежние показатели не отвечали современным рыночным реалиям. Новшества затронули п. 4 и п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Теперь произвести закупки у единственного поставщика по упрощенной системе без опубликования информации в единой информационной системе согласно п. 4 можно на сумму до 300 тыс. руб.

(вместо прежних 100 тыс. руб.), а по п. 28 ч. 1 ст. 93 при закупке лекарственных препаратов, которые предназначены пациенту при наличии медицинских показаний, на 1 млн руб. (вместо прежних 200 тыс. руб.). Изменения в п. 5 ч. 1 ст. 93 вступят в силу с 31 июля 2021 года: для учреждений культуры ценовой порог малой закупки увеличится с 400 до 600 тыс. руб.

Остальные правила названных пунктов остались неизменными. Увы, по-прежнему необходимо внимательно следить за общегодовыми расходами, чтобы в процентном соотношении к ним закупка не превышала установленного предела.

Обеспечение заявок

В качестве инструмента обеспечения обязательств по заявкам в Законе о контрактной системе появляется банковская гарантия. Ранее был предусмотрен единственный способ обеспечения обязательств – денежные средства через спецсчета в банках, перечень которых установило Правительство РФ.

Более удобным и выгодным способом обеспечения заявки представляется все же банковская гарантия.

Попадая на спецсчет, денежные суммы, как правило, значительные по объему, фактически выходили из оборота, замораживались на время исполнения контракта.

При использовании банковской гарантии поставщик (подрядчик, исполнитель) уплачивает банку лишь процент за то, чтобы последний гарантировал его добросовестность перед контрагентом.

Участники сами выбирают, каким образом обеспечить заявку.

Если выбор пал на банковскую гарантию, то в договоре необходимо обязательно закрепить условие, что в случае отзыва у банка лицензии поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан предоставить новое обеспечение.

В законодательстве о госзакупках устранено противоречие правовых норм в отношении обязанности заказчика устанавливать обеспечение заявки при начальной максимальной цене контракта менее 1 млн рублей.

В Законе о контрактной системе верхний предел для закупок, требующих обеспечения заявки, был обозначен от 5 млн руб. В то же время в постановлении Правительства РФ такая обязанность предусматривалась для сделок до 1 млн руб., причем размер обеспечения указан не был.

Заказчикам в данном вопросе приходилось ориентироваться на практику контрольных органов.

Теперь же в п. 1 ч. 16 ст. 44 Закона однозначно определено, что при любой начальной максимальной цене контракта до 20 млн руб., в том числе и до 1 млн руб., обеспечение заявки устанавливается в размере 0,5–1 процента от начальной максимальной цены контракта.

Изменение условий контракта

До 1 июля жесткий перечень оснований для изменения существенных условий контракта значительно ограничивал возможность сторон вносить изменения в их обязательства на стадии исполнения контракта. Самой востребованной была норма п. «б» ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, по которой можно было уменьшать или увеличивать количество товара на 10%.

Теперь же любые условия контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), стороны вправе менять по своему соглашению. Правило закреплено в п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе и распространяется на осуществление закупок в следующих сферах:

  • деятельность субъектов естественных монополий;
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению;
  • управление многоквартирным домом;
  • оказание услуг по содержанию и ремонту нежилых помещений;
  • энергоснабжение у гарантированного поставщика;
  • аренда нежилых помещений для федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд;
  • лечение гражданина за пределами РФ;
  • юридические услуги для защиты интересов РФ в иностранных и международных органах, судах, арбитражах.

Также разрешено изменять срок в контрактах на строительство, ремонт и реконструкцию, но при условии, что выполнить обязательство в срок подрядчику помешали непредвиденные обстоятельства, на которые он повлиять не мог, например погодные условия.

Если же сроки нарушены по вине подрядчика, контракт также продлевается, но с оплатой заказчику всех штрафных санкций. Изменить срок контракта можно только один раз, при этом срок продления не может превышать срок исполнения контракта, предусмотренный при его заключении.

Отдельные процедурные изменения

  • Ценовой предел короткого электронного аукциона увеличен в 100 раз: с 3 млн до 300 млн руб., а по строительным работам – до 2 млрд руб. Применение короткого аукциона значительно сокращало время закупки и ранее. По небольшим закупкам на подачу заявки давался семидневный срок. Аукцион же при крупных закупках занимал минимум пятнадцать дней, а если приходилось вносить изменения, то мог растянуться на несколько месяцев.

Теперь же при коротком аукционе закупка стала еще быстрее. Срок рассмотрения заявки сократился до 1 рабочего дня.

Следует предположить, что значительная часть закупок будет проводиться по данной процедуре, что также облегчит и ускорит процесс закупок.

  • Отменили как неэффективный ограничительный «шаг» аукциона в 100 руб. Снижать цену теперь можно на любую сумму.
  • Запрашивая предложения, заказчики не всегда получают заявки от поставщиков. Ранее в таких случаях процедура проводилась повторно и неоднократно, что отодвигало заключение договора и приобретение необходимых товаров и услуг на неопределенный срок. Законодатель исправил ситуацию, разрешив при таких обстоятельствах производить закупку у единственного поставщика по согласованию с контролирующим органом.
  • В случае расторжения в одностороннем порядке контракта с победителем появилась возможность заключить контракт с участником, занявшим второе место. Ранее такое право предоставлялась только при уклонении победителя от совершения сделки. Теперь же, если по какой-либо причине номер 1 не исполнил контракт до конца, право заключить его предоставляется номеру 2. При этом необходимо наличие согласия данного участника на заключение контракта и принятие решения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Привлекательное новшество позволяет не проводить процедуру аукциона снова по одному и тому же объекту закупки. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой и окончательным предложением участника закупки.

Если до одностороннего расторжения контракт исполнен недобросовестным участником частично, то количество, объем товаров (услуг), цена контракта уменьшаются на сумму исполненных ранее обязательств.

В качестве заключения хочется отметить, что изменения во многом своевременны и рациональны. Процедура госзакупок стала заметно проще, и эффективнее и, судя по законодательной активности в этой сфере, реформирование продолжится.

Источник: https://www.advgazeta.ru/mneniya/goszakupki-po-novomu/

Изменения 44-ФЗ 2021 год

Судебная Практика 44фз 2021 Год

1-й блок изменений: изменения в правилах осуществления конкурентных закупок

1-е изменение: с 01 января 2021 года для участников закупок обязательно указание наименование страны происхождения поставляемого товара в заявке на участие в закупке

Суть изменений:

Федеральным законом от 27.12.2021 № 449-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” в Закон № 44-ФЗ о контрактной системе возвращена обязанность участников закупки указывать наименование страны происхождения товара в заявке на участие в конкурентной процедуре закупке в электронной форме

Применительно к конкурсам в электронной форме и к электронным аукционам такая информация указывается в составе первой части заявки на участие в закупке.

При этом требование указания наименования страны происхождения товара теперь в законе не связано с установлением запретов, ограничений или условий допуска иностранной продукции в рамках статьи 14 44-ФЗ, то есть с 01.01.2021 г. это обязательное требование при проведении любой конкурентной процедуры закупки.

Соответственно, заказчик обязан устанавливать требование предоставления такой информации в составе заявки при составлении документации о проведении любой конкурентной закупки, в том числе не только при проведении конкурсов и аукционов, но и в требованиях , составу и форме заявок на участие в запросе предложений (см. пункт 3 части 6 статьи 83.1 44-ФЗ).

Для комиссии по осуществлению закупок непредоставление данной информации о наименовании страны происхождения товара является безусловным основанием для отклонения заявки участника.

Кроме того, участник закупки обязан указывать наименование страны происхождения товара не только при поставке товара, но и при выполнении работ, оказании услуг, в рамках которых осуществляется поставка товара.

Изменения в части обязательности указания наименования страны происхождения товара в составе заявки участником закупки действуют с 01.01.2021 года

Проблема указания наименования страны происхождения товара в заявке на участие в закупке

По мнению автора, разработчики данной поправки перемудрили с использованными формулировками в новой редакции Закона № 44-ФЗ о контрактной системы.

Так, в новой редакции Закона № 44-ФЗ о контрактной системе в отношении работ, услуг используется не формулировка, которая была в старых редакциях этого закона – «товар, используемый для выполнения работ, оказания услуг», а новая формулировка «товар, поставляемый заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг».

При этом старая формулировка «товар, используемый для выполнения работ, оказания услуг», которая использовалась в прежних редакциях 44-ФЗ, была однозначной и понятной для участников контрактной системы (заказчикам, участникам закупок, уполномоченным и контрольным органам):

– в ней речь идёт о том, что участник закупки указывает наименование страны происхождения товаров, используемых при выполнении работ, оказании услуг и перечисленных заказчиком в документации о закупке.

В отношении же новой формулировки «товар, поставляемый при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг» такому однозначному толкованию, по мнению автора, придётся сложиться в ходе рассмотрения жалоб на действия заказчиков, уполномоченных органов и комиссий по осуществлению закупок

 При этом с точки зрения логики и здравого смысла разница между использованием товара и его поставкой имеется.

Применительно к тому же техническому обслуживанию инженерных систем и коммуникаций зданий, наверное, есть разница между использованием расходных материалов (например, припой, проволока и т.п.) и поставкой оборудования (например, распределительный щит и т.п.) при оказании таких услуг.

Означает ли это, что заказчик по новой редакции Закона № 44-ФЗ о контрактной системе не имеет права требовать от участника закупки указания товаров, используемых при выполнении работ, оказании услуг, а  речь может идти исключительно о поставляемых товарах (например, оборудовании) при их выполнении, оказании?

Кто будет определять разницу между использованием и поставкой товара при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг?

Ответа на эти вопросы у автора нет, также как, видимо, и у самих разработчиков поправок. 

Правоприменительная практика ответит на вопрос, что подразумевал в этой новелле законодатель.

Кроме того, обращаем внимание читателей на то, что типовые формы заявок на участие в электронных процедурах, утверждённые постановлением Правительства РФ от 05.11.2021 № 1401, противоречат новой редакции Закона № 44-ФЗ о контрактной системе в части случаев указания наименования страны происхождения товаров, в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

2-е изменение: с 08 января 2021 года допускается закупка новых машин и оборудования при заключении контрактов жизненного цикла (например, с последующим обслуживанием и ремонтом) путём проведения конкурсов в электронной форме

Суть изменений:

Источник: https://44fzrf.ru/izmeneniya-44-fz-2021-god/

Судебная Практика 44фз 2021 Год

Судебная Практика 44фз 2021 Год

Вывод подтверждается в определении ВС РФ от 10.08.2021 № 301-КГ18-2640. В закупке медицинских услуг заказчик указал место их оказания. К участию был допущен исполнитель, в лицензии которого нужного адреса деятельности не значилось. В ФАС посчитали, что это нарушение.

Закон 44-ФЗ — объемный и сложный документ, который постоянно меняется. Зачастую бывает непросто правильно трактовать его нормы. На помощь приходят решения ФАС и судов — они показывают, как будут действовать контролеры в той или иной ситуации. А это позволит избежать нарушений. В сегодняшнем материале — подборка некоторых решений за последние месяцы.

Разбираем судебную практику начала 2021 года

Таким образом, помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренных частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, заказчик установил требования о предоставлении сведений о результатах испытаний таких товаров, а также показатели веществ, материалов, которые применяются при изготовлении указанных товаров.

При этом суд соглашается с антимонопольным органом, что предоставленные документы не свидетельствуют о наличии у ООО «ПИК» опыта по строительству и(или) реконструкции, и(или) капитальному ремонту одного из особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений.

Верховный суд обобщил практику по спорам о госзакупках по 44-ФЗ

Государственное медицинское учреждение заключило с частной медорганизацией договор по оказанию специализированной медпомощи пациентам. Когда срок договора истек, стороны по итогам открытого аукциона заключили новый госконтракт на оказание медуслуг.

Однако исполнитель указал, что оказывал помощь пациентам, направляемым заказчиком, также в период между истечением первого договора и заключением второго. Задолженность компания решила взыскивать через суд.

Первая инстанция и апелляция отказались удовлетворить ее иск, указав, что услуги оказывались в спорный период в отсутствие госконтракта.

Компания на основании доверенностей, выданных администрацией муниципального образования, представляла ее интересы в суде. При этом договор стороны не заключали.

Сославшись на то, что администрация не оплатила услуги, фирма обратилась в суд с иском о взыскании с нее неосновательного обогащения. Первая инстанция удовлетворила исковые требования.

Она исходила из того, что администрация получила услуги от компании, а следовательно, должна их оплатить. Апелляция отменила это решение и отказала в удовлетворении иска, с ней в дальнейшем согласилась кассация.

Рекомендуем прочесть:  Комиссия по делам несовершеннолетних это

Судебная и административная практика по применению закона № 44-ФЗ

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, представленные участвующими в деле лицами в основание своих требований и возражений в соответствии со ст.

71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что с учетом предмета закупки (дизельное оборудование), требований к гарантийному сроку, назначения сервисной службы (ремонт оборудования), указание в документации о наличии на территории Российской Федерации сервисной службы для производства ремонта поставленного оборудования, нельзя расценивать как требование о наличии у производителя товара производственных мощностей.

Таким образом, по мнению апелляционной инстанции, у конкурсной комиссии не было законных оснований для того, чтобы считать сведения об идентификационном номере налогоплательщика (имеющиеся в выписке из ЕГРЮЛ), надлежаще оформленной формой заявки участника конкурса; как не было и основания для оценки упомянутых документов с позиции соответствия представленной информации утвержденной форме заявки.

Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв

Арбитражный суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, сославшись на отсутствие прямого указания в Законе о контрактной системе на право заказчика по государственному контракту обращаться с заявлениями о признании незаконными решений антимонопольных органов об отказе во включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении участников закупки.

Вместе с тем установленная контрактом неустойка по смыслу пункта 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2021 года N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» (далее — Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2021 года N 7) может быть уменьшена судом при наличии оснований, предусмотренных статьей 333 ГК РФ.

Трефилова Татьяна Николаевна — эксперт федерального уровня, профессор кафедры государственных и корпоративных закупок, проректор по научной и инновационной деятельности ГОУ «Институт развития дополнительного профессионального образования», член-корреспондент РАЕН.

  • заключение государственного (муниципального) контракта;
  • исполнение, изменение, расторжение государственного (муниципального) контракта;
  • поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в отсутствие государственного (муниципального) контракта;
  • обеспечение заявок при проведении конкурсов и аукционов;
  • ответственность за нарушение государственного (муниципального) контракта.

Регистрация поставщиков в ЕИС

Мы рассказали Вам о наиболее важных изменениях в порядок проведения государственных и муниципальных закупок, вступающих в силу с 1 января 2021 г. Но перечень предстоящих в 2021 г. нововведений этим не исчерпывается. Просто некоторые изменения вступят в силу несколько позже:

С 1 января 2021 года если при начальной (максимальной) цене контракта до 15 млн. рублей происходит падение цены в процессе торгов более, чем на 25%, размер обеспечения исполнения контракта увеличивается в 1,5 раза, либо предоставляется информация о добросовестности исполнителя с одновременным предоставлением обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в закупочной документации.

Об ответственности внешних экспертов с 2021 года

Источник: https://zakonandporyadok.ru/opeka/sudebnaya-praktika-44fz-2021-god

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.